Ирина Языкова
Искусствовед, известный в России и за рубежом специалист в области христианской культуры, кандидат культурологии. Проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии. Член Патриаршего Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Синодальной библейско-богословской комиссии.
Автор монографий и публикаций по церковному искусству.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — так писал о церкви Покрова на Нерли Николай Воронин, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
Церковь Покрова на Нерли — шедевр древнерусского зодчества и памятник мирового значения, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только первый храм на Руси, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, но и первый, украшенный белокаменной резьбой.
Постройка этого храма связана с именем Владимирского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и половецкой княжны, оставившего яркий след в русской истории и культуре.
Согласно Владимирского летописца, храм возведен в 1158 году. В житии же Андрея Боголюбского датой постройки назван 1165 год. В этот год умер Изяслав, сын князя Андрея, он скончался от ран, полученных в сражении против булгар. И потому считается, что храм на Нерли поставлен в память о нем. Вполне возможно, что храм возведен после похода на Волжскую Булгарию, и в нем даже могли отпевать умершего Изяслава, но посвящен он Богородице, именно под Ее покровом совершал все свои деяния князь Андрей, в том числе и военные походы. В житии Андрея Боголюбского сказано, что храм «единым летом соверши», то есть, построен всего за один сезон, а также, что сложен он из белого камня, привезенного из Булгарии. Правда, сегодня доказано, что камень местного происхождения, он более светлый, чем булгарский. Но все — и историки, и реставраторы — отмечают высокую технику кладки белого камня (такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов) и точный инженерный расчет этого храма.
Прежде всего, стоит отметить, что храм стоит на рукотворном холме, высота которого достигает 3 м, некогда холм был облицован каменными плитами. Фундамент здания очень прочный, достигает до 4 м глубины и состоит из восьми рядов гладко тесаного камня. Когда-то его окружала крытая галерея, но она была разобрана в XVIII веке, и это сделало храм еще более стройным и легким. Здание стоит в пойме реки Нерли и прекрасно вписано в пейзаж. В этом месте раньше Нерль впадала в Клязьму, и церковь находилась практически на речной «стрелке», на перекрестке важнейших водных торговых путей. Теперь русла рек изменились, но это нисколько не повредило храму.
Весной, когда вода разливается широко, заливая весь луг в радиусе почти километра, кажется, что храм плывет как белый лебедь по воде. А зимой, когда снег покрывает окружающие поля белой пеленой, храм выглядит как изваянный из снега и льда. И сегодня, как в древности, храм хорошо виден издалека, князь Андрей мог смотреть на него прямо из окон своего терема.
Церковь Покрова отличается гармоничными пропорциями и изящным силуэтом. По своей конструкции — это традиционный крестово-купольный храм на четырех столпах, с тремя алтарными апсидами, одноглавый. Но по своим художественным особенностям он уникален. Стены храма украшены искусной белокаменной резьбой, что вообще характерно только для владимиро-суздальского зодчества и в других древнерусских княжествах не встречается. Но и среди владимирских церквей Покров на Нерли — храм особый. Он компактный и грациозный: ширина здания чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Зодчим удалось делать сооружение легким, устремленным ввысь, к небу. Это впечатление создается множеством вертикальных линий, очерчивающих пилястры, прясла, порталы и проч., а также едва заметным наклоном стен вовнутрь. Барабан церкви Покрова также сильно вытянут вверх. Купол первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным. Главная особенность храма — белокаменная резьба и аркатурно-колончатый пояс, придающие его фасадам изысканно-нарядный вид. Легкие рельефы изображают райских птиц, львов, грифонов, ланей, диковинные растения. Центральной фигурой резных композиций трех фасадов является царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Он играет на псалтири — струнном инструменте, воспевая Премудрость Творца вселенной. Есть тут и загадочные женские маски с волосами, заплетенными в косы. Считается, что они олицетворяют Деву Марию, хотя не все исследователи с этой версией согласны. Тем не менее, такие маски можно встретить на всех владимирских и суздальских церквях домонгольской эпохи.
Княжение Андрея Боголюбского оставило заметный след в истории, и память о нем хранят и другие белокаменные соборы Владимиро-Суздальской земли. По сей день мы не перестаем удивляться этому особому стилю зодчества с дивным кружевом резьбы на фасадах. Многие исследователи замечают в них сходство с романской архитектурой Европы, для которой очень характерно было украшение храмов каменными рельефами. И это не случайно, западные мастера работали во Владимире. Как гласит Лаврентьевская летопись, в строительной дружине князя, были «из всех земль все мастеры». Андрей Боголюбский мыслил себя не просто удельным князьком, но властителем европейского масштаба. Он состоял в дружбе с Германским императором Фридрихом Барбароссой, который и прислал ему своих искусных каменщиков, обучивших русских мастеров и технике кладки (а она тут особая) и резьбе по камню. Фридрих даже подарил князю Андрею наплечники (бармы, армиллы) — часть своего коронационного одеяния, практически тем самым побратавшись с ним.
Эти наплечники — медные, позолоченные, украшенные эмалевыми миниатюрами — дошли в полной сохранности до наших дней: на одном из них изображено Распятие Христа, на втором — Воскресения. Исследователи полагают, что они были изготовлены мастерами из Лотарингии около 1070 г. К сожалению, ныне они находятся не в России: первый хранится в национальном музее Нюрнберга в Германии, а второй принадлежит Лувру (Париж, Франция).
Наплечник с изображением Воскресения Христова долгое время находился при гробнице князя Андрея Боголюбского в Успенском соборе Владимира. Упоминание о нем содержится в описи ризницы собора за 1693 г. В 1890 г. он экспонировался на выставке VIII археологического съезда в Москве и в 1906 г. на владимирской выставке III Областного историко-археологического съезда. Затем наплечник был возвращен в ризницу Успенского собора, а в 1919 г. передан во Владимирский музей, и в 1933 г. его продали за границу. В 1934 г. был приобретен у парижского антиквара Н. Бримо Обществом друзей Лувра и преподнесен в дар музею.
Наплечник с изображением Распятия был обнаружен в 1860-е гг. «среди хлама» в подвале одного из монастырей Владимирской губернии археологом и историком искусства Г. Д. Филимоновым. В 1867 г. он экспонировался на Всемирной выставке в Париже и после нее поступил в собрание Румянцевского музея. В нач. ХХ в. наплечник числился в частной коллекции профессора Академии художеств М. П. Боткина, и в 1904 г. выставлялся на петербургской выставке прикладного искусства. После революции был изъят в госхран, а в 1930-е гг. продан за границу. Наплечник попал в частное собрание барона фон Гирша в Базеле, в 1978 г. выставлен на аукционе Сотбис, на котором и был приобретен национальным музеем Германии.
Дружба Андрея Боголюбского с Фридрихом Барбароссой и его ориентация на Европу прослеживаются не только в храмовом, но и в гражданском зодчестве Владимира. Например, связь с романской архитектурой хорошо видна в формах и планировке княжеского дворца в Боголюбове, ближайшим аналогом которого является дворец в городе Гослар (Германия), построенный в 1082 году и перестроенный Фридрихом Барбароссой. Этот дворец был двухэтажным с крытым переходом к дворцовой капелле св. Ульриха, с мощными стенами и башнями. В Боголюбове также дворец имел два этажа и был связан переходом с церковью Рождества Богородицы. Он был сложен из белого камня и имел внешние формы, напоминавшие замки романской Европы. Летописец называет княжескую резиденцию «град камен именем Боголюбый», а это значит, что дворец имел внушительные формы и был обнесен стеной.
Сейчас от Боголюбского дворца, каким он был при князе Андрее, сохранилась лишь Лестничная башня, в которой он был убит в 1174 году. На месте княжеской резиденции находятся более поздние постройки Боголюбского монастыря, основанного здесь уже после смерти князя. Храм, построенный при Андрее Боголюбском, простоял до XVIII века, но в 1722 г., во время ремонта, обрушился, и на его фундаменте был возведен новый собор. Только археологические раскопки недавнего времени позволили увидеть фундамент XII века и представить, каким был дворец Андрея Боголюбского — уникальный памятник древнерусского зодчества.
искусствовед
В 2017 году исполняется 50 лет известному в России маршруту "Золотое кольцо России"
журналист, эксперт АНО ЦР г. Милан
владелец турагентства Reisebüro EDEN, г. Берлин
директор турфирмы «Ruvera Touristik», г. Берлин